Мой сайт
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2015  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2015 » Октябрь » 19 » Виды специсследований. - Тема 4. Методология и методы социологического исследования
    07:27
    Виды специсследований. - Тема 4. Методология и методы социологического исследования

    Прикладная социология, как и теоретическая, является составной частью единого социологического знания. Но в отличие от той его части, которая изучает и теоретически отражает фундаментальные, общие, базовые закономерности и характеристики развития общества, прикладная социология, ее категориальный аппарат и исследовательский инструментарий ориентированы на социальную практику, разработку и решение практических проблем социального управления "здесь и сейчас". 

    Приступая к изучению первого вопроса, необходимо обратить внимание на тот факт, что одной из основных социологических тенденций ХХ века явилось развитие эмпирической социологии. Под эмпирической социологией принято понимать обозначение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, деревни, образования, труда, семьи и т. д. Иначе говоря, эмпирическая социология – это исследования, связанные со сбором и анализом конкретных социальных фактов и использованием специальных методов: опроса (письменного и устного), социологического наблюдения, эксперимента и др. Время становления современной эмпирической социологии относится к 20-30 гг. XX века. Первоначально такие исследования проводились в США, а затем и в других странах, в том числе и в России. 

    Первоначально, в XIX – начале XX в., инициатива проведения эмпирических исследований проявлялась в качестве частного интереса. Энтузиасты различных профессий и отдельные ученые-социологи (например, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис) проводили подобного рода исследования по собственной инициативе. В 20-30 гг. ХХ века социологи-эмпирики, которые образовали новый вид профессиональной деятельности в это время, уже пытались представить эмпирическую социологию синонимом социологии вообще. 

    Причины активного распространения эмпиризма в социологии следует искать как в развитии общества, так и в развитии самой науки – социологии, а именно в выходе ее на новый, более высокий уровень собственного развития, приближения к зрелому состоянию. 

    Общество, развивающееся, как в экономическом, так и социальном отношениях, ориентирующееся на быстрый прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и рекомендациям, позволяющим анализировать и решать конкретные проблемы. Работы социологов по конкретным проблемам социальной жизни по-другому осветили открывающиеся возможности и самого общества, и социологии как науки. 

    В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие, безусловно, ценные для социологической науки постулаты позитивистского типа: 

    1)  социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально-исторической действительности; 

    2)  методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; 

    3)  социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа. 

    Позитивистские "крайности" эмпирической социологии подвергались беспощадной и обстоятельной критике со стороны коллег. Тем не менее, уже в 20-30-е годы прошлого века эмпирическая социология основывалась на довольно жестких принципах, которые могут быть сведены к следующим положениям: 

    1)  истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (верификационизм); 

    2)  все социальные явления должны быть квантифицированны; 

    3)  "субъективные аспекты" поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение. 

    Одной из первых значимых работ в области эмпирической социологии явилась книга Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. Книга была издана в 1918 - 1920 гг. под названием "Польский крестьянин в Европе и Америке". В этом исследовании благодаря активному использованию метода изучения документов, который был применен для различного рода источников, в основном личного характера (дневники, автобиографии, воспоминания, письма крестьян, эмигрировавших из Польши в Америку, и ответы им — всего 754 письма), анализируется жизнь людей в новых условиях. При этом выделяются несколько главных проблем: социальное счастье (основой которого является удовлетворенность деятельностью социальных институтов и организаций), взаимоотношения между полами, индивидуальная и социальная активность, отклонения от норм и ценностей жизни (преступления, бродяжничество, проституция, алкоголизм). В книге У. Томаса и Ф. Знанецкого очень много социально-психологических аспектов, что в дальнейшем будет характеризовать эмпирическую социологию в целом. Оценивая значение это "пионерской" работы американский социолог Дж. Маккини отмечал, что "она знаменует собой разрыв классиков-энциклопедистов со спекулятивной социологией и вступление ее в период эмпирического развития со всем его методическим и техническим оборудованием". 

    Эмпирическая социология вступает в полосу своего бурного развития. Оно проявилось в растущем интересе к методике, технике и процедуре исследования. Возникло ощущение, что именно социологи могут располагать самыми надежными инструментами для получения объективно-истинного знания. Распространению этой иллюзии способствовала проблематика социологических исследований в 20-х гг. прошлого века в США. Названия проведенных исследований – лучшее тому свидетельство: "Шайка", "Гетто", "Бродяга", "Золотой берег и трущоба", "Неприспособленная девушка" и т. д. Вполне понятно и объяснимо, что социологов (а это, прежде всего, были представители Чикагской школы) волновали, в первую очередь, вопросы повседневной жизни людей. А именно — городская жизнь в целом, преступность, различного рода отклонения от принятых норм, вопросы девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (преступного) поведения. Государство некоторое время субсидировало такие исследования, однако, быстро свернуло их финансовую поддержку, увидев в разоблачающих материалах социологов определенную угрозу устоям общественного строя. 

    Развитие отечественной социологии характеризуется довольно-таки сложной ситуацией противоборства двух тенденций. Немарксистское направление строилось на достижениях крупных дореволюционных социологов П. А. Сорокина, Н. И. Кареева, Е. В. Де-Роберти и др. Новая, марксистская тенденция получила все условия для своего утверждения и развития после октябрьских событий 1917 года. К 1923 году эта борьба завершилась в пользу марксистской тенденции. "Организационным" оформлением такой победы стала высылка из России осенью 1922 года крупнейших представителей творческой интеллигенции, среди которых оказался и П. А. Сорокин, в дневниковых записях которого передается дух того непростого периода российской истории. 

    Тем не менее, до начала 30-х годов ХХ века социологические исследования в стране проводились, причем развивалась не только теоретическая, но и эмпирическая социология. Среди авторов многочисленных исследований по проблемам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, труда и быта, культуры и образования, методологии и методики их изучения – С. Г. Струмилин, А. К. Гастев, А. В. Чаянов и другие. В конце 20-х — начале 30 гг. прошлого века социологию в стране объявили составной частью диалектического материализма, а затем и вовсе объявляется буржуазной лженаукой, термин "социология" изымается из употребления. 

    Возвращение социологии в страну, где уже целое поколение людей оказалось лишенным всякого представления о возможностях данной науки, произошло в конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века, во время "хрущевской оттепели". Появилось немало ярких ученых, таких как Б. А. Грушин, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, В. А. Ядов. 

    Сегодня социология в стране развивается, исследования проводятся во всех важнейших сферах жизнедеятельности общества, и можно надеяться, что со временем удастся не только "догнать, но и перегнать", то есть не только наверстать упущенное, но и преодолеть разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной социологии. 

    Итак, можно заключить, что эмпирическая социология как специфическое социологическое направление может быть охарактеризована установкой на выявление связей и отношений между теоретическими построениями и эмпирическими исследованиями; непрекращающимся поиском путей организации эмпирических исследований в соответствии с особенностями концептуального аппарата теории; активным применением математических методов анализа данных. Вместе с тем эмпирическая социология характеризуется теоретическим и методологическим плюрализмом, снижающим эффективность социологических исследований из-за отсутствия общепринятых научных стандартов в оценке получаемых результатов, что ведет зачастую к их несопоставимости и невозможности интеграции эмпирического знания в системы описания и объяснения. 

    Изучение второго вопроса необходимо начать с того, что современная социология столкнулась с необходимостью использования полипарадигмального подхода, как варианта реализации современной методологии в анализе социальных явлений. Методология любой науки – это стратегия научного исследования, определяющая общее направление научного поиска и систему исследовательских методов анализа того или иного научного объекта. Сегодня не существует какой-то единой общей методологии познания. Формируется новая социальная методология, связанная не с предписыванием исследователям норм и правил исследования, а с выяснением особенностей проблем и парадоксов, обусловленных изучением того или иного объекта и уточнением познавательного аппарата, арсенала познавательных средств в зависимости от этих особенностей и характеристик. Любая методология обнаруживает свою условность, но не в смысле ненадежности, а в смысле зависимости от определенных условий, к которым могут быть отнесены особенности самого процесса познания, тип изучаемого объекта и т.п. Методология любого исследования по-своему уникальна. И она выстраивается под конкретное исследование, вырабатывая особую стратегию, исходя из специфики именно данного, изучаемого объекта. 

    Сегодня меняется сам зрительный образ методологии социального познания: от образа "ствола дерева", растущего от одного корня и устремленного к небу, к образу "ризомы" как разветвленной корневой системы, состоящей из переплетающихся нитевидных образований, крепко прирастающих к почве. 

    Так, например, известный отечественный социолог В. А. Ядов предлагает свое видение стратегий эмпирического исследования при множественности теоретических подходов. Он предлагает принять за основу следующее определение теоретической парадигмы в социологии: парадигма в социологии есть такое системное представление о взаимосвязях между различными теориями, которое включает: 

    а)  принятие некоторой общей для данных теорий философской ("метафизической") идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: "что есть социальное"; 

    б)  признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явления; 

    в)  принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы и, напротив, не имеющих оснований для постановки исследовательских задач. 

    Смена метатеоретических парадигм при "переходе" науки в своем развитии от одного историко-культурного этапа к другому может быть представлена в виде схемы (см. табл.). 

    Главная идея данного подхода – изложение некоторых стратегий работы в мультипарадигмальной ситуации: комплементарность (взаимодополняющее теоретическое объяснение социальных явлений и процессов); концепции Дж. Тернера (аналитическое теоретизирование); стратегия интеграции различных теоретических подходов путем некоторого достаточно универсального методологического приема – инструмента; деятельностно-активистский подход, интегрирующий классику
    и современные теории и др. 

    Итак, полипарадигмальный подход – это не новая парадигма, не претензия на новую системность. Полипарадигмальный подход не есть завершенная исследовательская система, как не может быть завершенной системой и сама социология. Полипарадигмальный подход – вариант реализации современной методологии в анализе социальных явлений. 

    Для правильного понимания третьего вопроса необходимо четко представлять себе, что главный мотив обращения к социологическим исследованиям – потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты от "внешнего глаза", но которые требуется учитывать в практике социального управления в широком смысле слова. Однако проведение социологического исследования не должно являться самоцелью (исследование ради исследования). Как бы ни были широки его возможности и значима цель, оно выступает в качестве одного из средств получения социальной информации. "Болезни роста", когда эмпирическая социология рассматривалась в качестве панацеи от всех бед, социология "переросла" к середине прошлого века. 

    В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.  

    После того, как в ходе подготовки программы социологического исследования определены объект и предмет, выявлены и обозначены те их стороны и черты, которые заслуживают особого внимания, встает задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого необходимо организовать и провести полевой этап исследования. Полевой – поскольку зона практических действий исследователя на данном этапе представляет "поле", с которого собирается "урожай" в виде социальной информации, необходимой для осмысления сложных проблем социальной реальности, способной помочь в разработке управленческих решений. Для сбора первичной социальной информации могут применяться различные социологические методы, дадим их краткую характеристику. 

    Наблюдение. Наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования. 

    Основное назначение метода: получить объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий), определить их повторяемость, типичность. 

    Объектом наблюдения выступают социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние.
    Предметом наблюдения являются признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта. 

    Анализ документов. Анализом документов принято называть метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования. 

    Основное назначение метода — извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. 

    Документ, как объект анализа, — это специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Автор документа (коммуникатор) – это лицо, создавшее документ, передающее в нем информацию, а именно свое изложение событий, содержание ранее составленных документов, свое отношение к передаваемому (информации, событиям, действиям людей). 

    Предмет анализа документов – это признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования. 

    Метод опроса. Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования. 

    Основное назначение метода получить социальную информацию о состоянии (общественного, группового, коллективного, индивидуального) мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа. 

    Объектом опроса являются социальная общность, группа, коллектив, индивид.
    Предметом опроса выступает субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни. 

    Экспертный опрос. Экспертный опрос – это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования. 

    Основное назначение метода — выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов. Основные действующие лица при проведении процедуры экспертного опроса – это эксперт и модератор. 

    Эксперт — компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования. Пригодность к участию в экспертизе должна быть подтверждена специальной оценкой компетентности, осуществляемой на этапе подбора экспертов. Модератор — специалист по проведению экспертных опросов. Основная цель модератора — обеспечить максимальную валидность получаемой от экспертов информации с учетом имеющихся ограничений. 

    Социальный эксперимент. Эксперимент представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Методологическим основанием применения эксперимента в социологии служит принцип  социального детерминизма. 

    Основное назначение метода заключается в выявлении информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, процессов. 

    Объектом эксперимента выступают — социальная группа, коллектив, личность (участники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспериментальные группы. 

    Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение. 

    Социометрия (структурный анализ малых групп). Социометрический метод – это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп. 

    Основное назначение метода – диагностика состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. Метод предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии / неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы (лидер, изолированный, отверженный). 

    Объектом социометрического опроса выступает малая (контактная) социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы. 

    Предмет социометрического опроса – это, во-первых, во-первых, социометрическая структура группы, а во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы. 

    Тестирование. Тест — стандартизированное, ограниченное по времени испытание. Он позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить актуальный, существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства (в том числе умения и навыки), устойчивые черты поведения. 

    Основное назначение — дает возможность получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик; диагностика и мониторинг групп работников и населения. 

    Объектом при тестировании могут выступать — личность, малая (контактная) группа, социальная группа, общность. 

    Этап анализа представляет собой соотнесение полученной информации об изучаемом объекте с уже имеющимся объемом знаний о нем. Содержание и цель этапа анализа заключается в том, чтобы объяснить смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в единую систему. 

    Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в ходе социологических исследований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, факторный анализ, и т. д. Качественными методами анализа и обобщения являются: типологизация, моделирование и создание теорий. 

    Обработка данных включает в себя: 

    2.  Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Необходимо провести обратную процедуру — перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования. 

    3.  Статистический анализ — самый важный этап в процессе анализа социологических данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы. 

    Для проведения статистического анализа используются различные математические методы, позволяющие всесторонне анализировать собранную информацию. Факторный анализ, кластерный, регрессионный и т. д., различные логически и теоретически обоснованные эвристические процедуры преобразования данных используются для построения индексов (сложное преобразование полученных данных, когда на основе нескольких переменных строится новая переменная). 

    В зависимости от методов получения первичной социальной информации применяются различные приемы обработки и анализа данных. Например, при обработке и анализе данных, полученных в ходе массового опроса, применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и т. д. 

    По результатам исследования пишется отчет. Отчет — научный документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге научные выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения. Отчет документирует информацию и важнейшие результаты исследования. Отчет, как правило, включает пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснительной записке излагается последовательность выполнения программы, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В приложениях к записке даются цифровые, графические и прочие показатели и документы, не вошедшие в основной текст, а также все формы, анкеты, бланки, тесты и т.п. 

    Отчет является важнейшим итоговым документом исследования, поэтому с самого начала исследования, при подготовке всех его материалов следует ориентироваться на их возможное использование в итоговом документе. Это в значительной мере способствует результативности исследования. 

    Структура отчета по итогам социологического исследования регламентируется требованиями ГОСТа и должна включать в себя:
    1) титульный лист; 2) оглавление; 3) список исполнителей; 4) реферат; 5) введение; 6) основную, содержательную часть; 7) заключение; 8) приложения.  

    В числе общих требований к составлению отчета по итогам социологического исследования нужно назвать, во-первых, возможно более полное и глубокое отображение всех ступеней проведенного исследования, взаимосвязанность всех его звеньев и логику научного поиска. Под этим углом зрения становятся отчетливей сильные стороны проделанной работы, допущенные ошибки и нерешенные проблемы. В конце работа обогащается аргументация исследователя в защиту или опровержение выдвинутых гипотез, облегчающая ему решение поисковых задач. 

    Следующим требованием к отчету является строгое следование разработанному программой методологическому аппарату исследования. В отчете недопустим пересмотр методологических принципов без достаточно серьезной аргументации в пользу внесенных в программу изменений и обоснованности получаемых результатов. В отчете важно отразить логическую последовательность выполняемых процедур, показать место и роль каждой из них в процессе накопления и интерпретации новых знаний, четко вычленить все выполняемые операции упорядочения эмпирических данных и теоретических обоснований на пути интерпретации социологического факта. 

    Итоги исследования в отчете рассматриваются как применительно к решаемым задачам и выдвинутым гипотезам, так и организационно – в соответствии с планами (поисковым, описательным и экспериментальным). Это третье требование к отчету. Оно включает указание всех привлекаемых к исследованию организаций, состава и порядка подготовки инструкторских кадров, характера, формы и методов работы с обследуемыми единицами (где, когда, как и кем проводились инструктажи и другие виды разъяснительной деятельности). Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала и в приложении дать образцы всех используемых документов. Кроме того, исследователь должен обращать внимание на правильное воспроизведение в отчете систем кодирования информации и использованных методов ее обработки. 

    Общепринятыми правилами считается следование нормам литературного языка. В отчете, как в деловом документе, важно наличие таких признаков, как точность (недопустимо неопределенное толкование слов, выражений, фактов); ясность, определенность, доступность (преимущественное использование в тексте простых слов и выражений, специальные термины необходимо разъяснять), лаконичность, краткость, сжатость (избегать лишних слов, повторений, отвлеченных рассуждений); убедительность (все положения должны быть обоснованы вескими доказательствами), и спокойный, выдержанный тон. 



    www.socio-research.ru
    Просмотров: 113 | Добавил: nothent | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz